Цифровые платформы как инструмент эволюции информационных коммуникаций Научная публикация
Журнал |
Вестник Академии знаний
ISSN: 2304-6139 , E-ISSN: 2687-0983 |
||||
---|---|---|---|---|---|
Вых. Данные | Год: 2021, Номер: 47 (6), Страницы: 227-235 Страниц : 9 DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-227-235 | ||||
Авторы |
|
||||
Организации |
|
Информация о финансировании (1)
1 | Министерство науки и высшего образования РФ | 0327-2021-0008 |
Реферат:
В обзоре [3] научных публикаций выделено порядка 435 релевантных источников за период 2000 -2019гг., использующих термин «цифровая платформа». Общую практическую направленность реализации цифровых платформ хорошо иллюстрирует количественный рост стартапов Италии с 544 до 8362 проектов за 2013-2019гг. [4]. При этом требуется уточнение ряда взаимосвязанных понятий, таких как цифровая платформа, экосистема и модель.
Принятое в работе [5] определение цифровых платформ различается двух с позиций: двусторонней и многосторонней коммуникации. (табл. 2).
Табл. 2 – Примеры реализации цифровых платформ
Позиция Пример
Двусторонняя, соединяющая два рынка Lamoda (соединяет производителей одежды с покупателями)
Многосторонняя, соединяющая несколько рынков Uber (услуги такси и услуги доставки еды)
Booking.com (соединяет путешественников с отелями в интересах путешественников)
Skyscanner (соединяет путешествинников с авиакомпаниями, продажа статистики сторонним организациям)
Как видно из таблицы двусторонняя платформа ограничивается непосредственно одним приложением, выполняющим посреднические функции между двумя участниками: заказчиком и исполнителем.
Многосторонняя позиция требует создания нескольких платформ, образущих экосистему.
Экосистема цифровых платформ представляет собой группу взаимосвязанных цифровых приложений, которые создают общую для участников ценность и имеют одного владельца (Lusich, Nambisan, 2015) в работе [6]. Роль экосистемы рассматривается с учетом трёх основных компонент: экономическая, технологическая и социально-технологическая.
Для экономической компоненты особо выделяется задача балансирования спроса и предложения. Платформа нуждается в заказчиках и исполнителях в равной степени. Как правило с позиции владельца платформы экономическая ценность выражается в виде комиссии от сделки после заключения договорённостей между заказчиками и исполнителями. Поэтому возможна прямая зависимость между заключёнными договорами и прибылью, которую получает владелец экосистемы платформы.
Технологическая компонента представлена в виде дополнительных приложений, разрабатываемых сторонними разработчиками, которые интегрируются с цифровой платформой и расширяют возможности её применения. Зачастую для этой цели по заказу владельца платформы разрабатывается специализированный программный интерфейс (или API)[6]. Через него разработчикам цифровых приложений предоставляются ограниченные права пользования данными платформы. В качестве данных могут выступать сведения, которые содержит платформа к примеру, личные данные пользователей, географические данные городов, статистика пользованием приложения и т.п. Классическим примером реализации этого сценария служит AppStore. На сайте компании Apple указывается, что их API может использоваться для тестирования сторонних приложений до запуска на платформу, управления рабочими процессами, настройки уровня доступа для пользователей, создания новых версий приложений, составления отчёта по продажам, производительности приложения и т.п.
Социально-техническая компонента цифровой экосистемы платформы рассматривается с точки зрения управленческих функций и администрирования. Например, возможность владельцем платформы ограничивать доступ к платформе с определённых устройств и/или территорий и т.п. В работе [6] это называется балансированием прав владельца платформы с его автономностью.
На сегодняшний день в Российской Федерации представлен ряд компаний, продвигающих идеологию цифровых продуктов, совокупность которых образует экосистему. Показательные примеры экосистем можно считать Сбербанк, Яндекс, Mail.ru. В табл. 3 представлены компании и наиболее известные продукты, которые они либо купили, либо сами разработали.
Библиографическая ссылка:
Кругликов С.В.
, Ивашкин М.В.
Цифровые платформы как инструмент эволюции информационных коммуникаций
Вестник Академии знаний. 2021. №47 (6). С.227-235. DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-227-235 РИНЦ
Цифровые платформы как инструмент эволюции информационных коммуникаций
Вестник Академии знаний. 2021. №47 (6). С.227-235. DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-227-235 РИНЦ
Идентификаторы БД:
РИНЦ: | 48029366 |
Цитирование в БД:
БД | Цитирований |
---|---|
РИНЦ | 11 |