Метод индексации базовой цены: мотивационная модель формирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу
Full article
Journal |
Интеллектуальные системы в производстве
ISSN: 1813-7911
, E-ISSN: 2410-9304
|
Output data |
Year: 2022,
Volume: 20,
Number: 1,
Pages: 49-55
Pages count
: 7
DOI:
10.22213/2410-9304-2022-1-49-55
|
Tags |
государственный оборонный заказ, государственное регулирование цен, метод индексации базовой цены, мотивационная модель ценообразования |
Authors |
Validov Ilyas Radicovich
1
,
Kuznetsov Andrey Leonidovich
2
|
Affiliations |
1 |
ИжГТУ имени М.Т. Калашникова
|
2 |
Удмуртский филиал Института экономики УрО РАН
|
|
Funding (1)
1
|
Министерство науки и высшего образования РФ
|
0327-2021-0009
|
В статье рассматривается относительно новый метод формирования цены на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа: метод индексации базовой цены. Особенностью метода индексации базовой цены является наличие определенных законодательно условий его применения, а также раскрытая в самом названии суть метода, заключающаяся в применении метода индексации к цене продукции целиком.
Метод индексации базовой цены рассматривается как альтернативный затратному методу, который по настоящее время является основным при заключении государственных контрактов на поставку продукции единственным поставщиком.
Мотивационная составляющая метода направлена на инициативное сокращение затрат поставщиком. При применении затратного метода расчет плановой прибыли осуществляется по формуле рентабельности «1 + 20». Считается, что поставщик не заинтересован в сокращении затрат на производство продукции, так как это снижает сумму прибыли в абсолютном значении.
При применении метода индексации базовой цены мотивационный эффект
должен достигаться ввиду отсутствия декомпозиции плановой цены по статьям затрат при одновременном наличии права на сохранение дополнительной прибыли, формирующейся за счет сокращения затрат поставщика.
В работе смоделированы расчеты цен методом индексации базовой цены и затратным методом. Целью исследования является выявление возможностей получения при заключении контрактов с применением метода индексации базовой цены дополнительной прибыли – основного мотивирующего фактора при осуществлении производственной деятельности.
В заключении статьи сформулирован вывод о мотивации производителя продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа по цене, рассчитанной методом индексации, к сокращению затрат не столько в связи с возможностью получения дополнительной прибыли, но скорее в связи с необходимостью сохранения уровня рентабельности, получаемого при ценообразовании затратным методом.