Sciact
  • EN
  • RU

Драйверы развития региональных систем высшего образования Full article

Journal Экономика региона (Economy of Region)
ISSN: 2072-6414 , E-ISSN: 2411-1406
Output data Year: 2020, Volume: 16, Number: 4, Pages: 1087-1103 Pages count : 17 DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-6
Tags высшие учебные заведения, типология, рейтинги, региональный вуз, научная и образовательная деятельность, факторы развития, развитие вузов, региональные системы, высшее образование, конкурентоспособность вуза
Authors Sandler Daniil Gennadʹevich 1 , Sudakova Anastasiya Evgenʹevna 1 , Tarasʹeva Tatʹyana Vladimirovna 1
Affiliations
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Abstract: Высшее образование претерпевает существенную трансформацию в России и в мире. Вузам и государству приходится решать сложные и порой разнонаправленные задачи. Анализ теоретических исследований типов вузов и определяющих их факторов позволяет сформировать представление о возможных драйверах развития, а многопараметрическая методика оценки состояния высшего образования позволяет выделить факторы, в наибольшей степени влияющие на изменение состояния высшего образования. Исследование показало, что факторы, влияющие на развитие системы высшего образования, зависят от стратегии развития и экономической модели вуза, государственных программ, содержащих рекомендации по развитию образовательной среды. Существенное влияние на развитие региональных систем высшего образования оказывает наличие в регионе ведущего вуза, поскольку создание таких вузов изначально было нацелено на опережающее развитие. Данная ситуация экономически обусловлена и объясняется высокой зависимостью вузов от государственного бюджета. При этом на базе ведущего вуза формируется академическая среда для активности научно-педагогических работников и студентов. Именно активность научно-педагогических работников в научно-исследовательской деятельности, а студентов — в академической сфере позитивно влияют на динамику развития региональных систем. Нарастание разрыва между ведущим и остальными вузами ведет к монополизации, снижению конкуренции и, как следствие, к снижению эффективности деятельности. Появляется необходимость в структурной перестройке. К частным факторам, влияющим на развитие системы высшего образования, относятся показатели научной деятельности и успеваемости студентов. Проведенный анализ позволяет утверждать, что зафиксированные тенденции усилятся и будет наблюдаться дальнейшая дифференциация региональных систем высшего образования с одновременным улучшением исследовательских и образовательных характеристик отдельных вузов. Однако необходимо отдельное исследование вопроса целесообразности структурной перестройки в рамках региональных систем, в связи с нарастающими в них диспропорциями в развитии.
Cite: Сандлер Д.Г. , Судакова А.Е. , Тарасьева Т.В.
Драйверы развития региональных систем высшего образования
Экономика региона (Economy of Region). 2020. Т.16. №4. С.1087-1103. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-6 WOS Scopus РИНЦ OpenAlex
Identifiers:
Web of science: WOS:000604649400006
Scopus: 2-s2.0-85100220657
Elibrary: 44448544
OpenAlex: W3118883192
Citing:
DB Citing
Scopus 4
OpenAlex 6
Altmetrics: