Дифференциация университетов по уровню доходов профессорско-преподавательского состава: связь с качеством образования и научной результативностью Full article
Journal |
Перспективы науки и образования (Perspektivy Nauki i Obrazovania)
ISSN: 2307-2334 |
||
---|---|---|---|
Output data | Year: 2019, Number: 6 (42), Pages: 456-472 Pages count : 17 DOI: 10.32744/pse.2019.6.38 | ||
Tags | классификация вузов; институциональное многообразие; формальная, неформальная, вертикальная, горизонтальная дифференциация вузов; высшее образование | ||
Authors |
|
||
Affiliations |
|
Abstract:
Весомым показателем оценки эффективности деятельности российских вузов является отношение заработной платы профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) к средней заработной плате в соответствующем регионе. Актуальность темы состоит в том, чтобы получить объективную картину многообразия российских высших учебных заведений, определяющую принципы их дальнейшей кооперации и концентрации человеческих ресурсов (преподавателей, студентов) в тех вузах, где заработные платы выше средней по региону. Проблема исследования заключается в выявлении факторов дифференциации вузов, влияющих на формирование их типов с учетом уровня заработных плат ППС и направленности вузов (их ориентаций на образовательную или исследовательскую активность).
Исследование проведено на базе данных Мониторинга эффективности деятельности вузов образовательных организаций высшего образования вузов РФ (за 2017 г.). Обработано 769 кейсов вузов без учета филиальной сети с учетом их значений по 17 индикаторам формальной и неформальной дифференциации. Применялись методы факторного анализа, классификации, однофакторного дисперсионного анализа.
Сравнительный анализ кейсов вузов показал, что в 74% вузов преподаватели финансово успешны, а в 26% –неуспешны. Выявлено, что вузы, делающие ставку на научные разработки (значимость фактора = 0,696) и исследования (значимость фактора = 0,642), оказываются одновременно «умными» и «богатыми». Обучающие вузы в современных реалиях могут быть «богатыми», если имеют существенный задел в публикационной активности (значимость фактора = 0,322), при этом не предъявляя жестких требований к исследовательской активности всем преподавателям.
Полученные результаты дали основания для совершенствования ориентиров образовательной, научно-исследовательской экосистемы на уровне отдельных регионов и балансировки инструментов управления вузами с учетом их сильных сторон (образование, наука), что позволит выбирать стратегии, усиливающие экономический рост конкретных вузов, кадровый потенциал региона в целом.
Cite:
Агарков Г.А.
, Сандлер Д.Г.
, Судакова А.Е.
, Сущенко А.Д.
Дифференциация университетов по уровню доходов профессорско-преподавательского состава: связь с качеством образования и научной результативностью
Перспективы науки и образования (Perspektivy Nauki i Obrazovania). 2019. №6 (42). С.456-472. DOI: 10.32744/pse.2019.6.38 Scopus РИНЦ OpenAlex
Дифференциация университетов по уровню доходов профессорско-преподавательского состава: связь с качеством образования и научной результативностью
Перспективы науки и образования (Perspektivy Nauki i Obrazovania). 2019. №6 (42). С.456-472. DOI: 10.32744/pse.2019.6.38 Scopus РИНЦ OpenAlex
Identifiers:
Scopus: | 2-s2.0-85082340794 |
Elibrary: | 41652662 |
OpenAlex: | W3009129434 |