Методика оценки доступности инфраструктуры образования в регионах Российской Федерации Научная публикация
Журнал |
Вестник Пермского университета. Серия: Экономика
ISSN: 1994-9960 , E-ISSN: 2658-624X |
||
---|---|---|---|
Вых. Данные | Год: 2022, Том: 17, Номер: 1, Страницы: 27-48 Страниц : 22 DOI: 10.17072/1994-9960-2022-1-27-48 | ||
Ключевые слова | инфраструктура образования, дифференциация регионов, доступность инфраструктуры, пространственное развитие, регионы РФ, качество жизни населения | ||
Авторы |
|
||
Организации |
|
Информация о финансировании (1)
1 | Министерство науки и высшего образования РФ | 0327-2021-0004 |
Реферат:
Развитие человека, стремление к достижению достойного уровня и качества жизни актуализируют
значимость социальной инфраструктуры, призванной удовлетворять потребности населения и развивать
человеческий потенциал. Сегодня население формирует запрос не просто на необходимые виды социальных
благ, а на такой набор услуг социальной сферы, их качество и доступность, которые может предоставить
конкурентная для жизни людей территория (страна, регион). В этом контексте особое значение имеет образование, позволяющее достичь образованности всего населения страны, сформировать профессиональные компетенции, определяющие развитие экономики и социума, улучшить качество жизни людей. Это говорит о приоритетности развития инфраструктуры образования и необходимости обеспечения ее доступности для населения. Авторы сфокусировали внимание на анализе и оценке социальной инфраструктуры, предложили более широкий взгляд на исследование видов доступности социальной инфраструктуры в сфере образования, который не сводился к традиционному вопросу об объектах инфраструктуры, а включал (помимо объектной компоненты) цифровую и транспортную составляющие. Это определило цель исследования: обосновать необходимость многокритериальной оценки доступности инфраструктуры образования и предложить методику ее оценки применительно к регионам РФ. Разработанная авторами методика включала оценку: а) объектной доступности, определяющей запрос на услугу, обеспеченную объектами инфраструктуры образования на территории региона; б) цифровой доступности, показывающей возможность обучаться дистанционно с применением цифровых технологий; в) транспортной доступности как возможности добираться до объекта инфраструктуры образования, территориально отдаленного от места проживания. По предложенной методике была проведена оценка регионов Уральского и Приволжского федеральных округов по доступности инфраструктуры образования, включая определение субиндексов объектной, цифровой и транспортной составляющих доступности, а также сводного индекса доступности. Выявлено, что между регионами УрФО и ПФО имеются значительные различия по доступности социальной инфраструктуры, сохраняется высокий разрыв между субъектами этих округов. Проведенное ранжирование и группировка регионов УрФО и ПФО позволили определить приоритетные направления развития инфраструктуры образования с учетом дифференциации регионов с целью повышения ее доступности для населения. В статье обозначены актуальные исследовательские ниши, связанные с расширением представлений о доступности услуг социальной сферы, и выделены прикладные области применения методики оценки социальной инфраструктуры для регионального стратегирования по развитию человеческого потенциала.
Библиографическая ссылка:
Артемова О.В.
, Логачева Н.М.
Методика оценки доступности инфраструктуры образования в регионах Российской Федерации
Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2022. Т.17. №1. С.27-48. DOI: 10.17072/1994-9960-2022-1-27-48 РИНЦ OpenAlex
Методика оценки доступности инфраструктуры образования в регионах Российской Федерации
Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2022. Т.17. №1. С.27-48. DOI: 10.17072/1994-9960-2022-1-27-48 РИНЦ OpenAlex
Даты:
Поступила в редакцию: | 28 февр. 2022 г. |
Принята к публикации: | 29 мар. 2022 г. |
Идентификаторы БД:
РИНЦ: | 48442099 |
OpenAlex: | W4290607689 |