Генетический подход к оценке инфраструктурной связанности индустриального региона Full article
Journal |
Экономика региона (Economy of Region)
ISSN: 2072-6414 , E-ISSN: 2411-1406 |
||
---|---|---|---|
Output data | Year: 2021, Volume: 17, Number: 3, Pages: 784-798 Pages count : 15 DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-3-5 | ||
Tags | Connectivity assessment; Genetic approach; Industrial region; Infrastructure coherence; Infrastructure gaps; Inherited management determinants; Socio-economic development of the region | ||
Authors |
|
||
Affiliations |
|
Funding (1)
1 | Министерство науки и высшего образования РФ | 0327-2021-0018 |
Abstract:
В условиях внешних шоков связанность индустриального региона как индикатор целостности социально-экономических связей важна для его успешного функционирования. Многие исследователи рассматривают ее через призму экономического пространства и размывают территориальные границы, концентрируясь на особенностях межсубъектного взаимодействия, в том числе инфра- структурных. Однако связанность региона заложена в эндогенном детерминирующем ядре терри- тории, элементы которого исторически связаны между собой, а сами связи при этом генерируют ее эволюционные изменения под воздействием факторов внешней среды. Поэтому цель настоящего исследования состоит в разработке инструментария оценки инфраструктурной связанности ре- гиона с учетом эндогенных детерминант его социально-экономического развития. В исследовании использованы метод сравнительного анализа абсолютных и относительных характеристик тер- риторий и параметров развития инфраструктуры, статистические и экономико-математиче- ские методы оценки результирующих показателей, метод экспертной оценки инфраструктурного потенциала, матричный метод идентификации глубины инфраструктурных разрывов. На примере Свердловской области и граничащих с ней регионов выявлены инфраструктурные разрывы пер- вого уровня глубины (классифицируемые как незначительные, значительные, устоявшиеся значи- тельные), нарушающие целостность ядра региона, и идентифицированы разрывы второй глубины (классифицируемые как формирующиеся, имеющие предпосылки для формирования), то есть более сложные и требующие серьезных трансформаций элементов наследственного ядра региона. В ре- зультате проведенных исследований определены комплексные характеристики инфраструктурной связанности ядра регионов. Так, наиболее благоприятная ситуация складывается в Свердловской области, ядро которой обладает целостностью. Наиболее неблагоприятная ситуация складыва- ется на территориях Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа. В ядре Пермского края присутствуют незначительные разрывы первого уровня глубины и предпосылки для форми- рования разрывов второго уровня, в ядре Ханты-Мансийского автономного округа присутствуют значительные разрывы первого уровня и формируются разрывы второго уровня, что обусловлено, с одной стороны, индустриальной спецификой данных территорий, с другой — несоответствием высокой экономической активности и, соответственно, спроса на транспортные услуги уровню и потенциалу развития инфраструктуры. Дальнейшие исследования будут ориентированы на по- иск способов повышения связанности регионов на внутри- и межрегиональном уровне.
Cite:
Мыслякова Ю.Г.
, Котлярова С.Н.
, Матушкина Н.А.
Генетический подход к оценке инфраструктурной связанности индустриального региона
Экономика региона (Economy of Region). 2021. Т.17. №3. С.784-798. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-3-5 WOS Scopus РИНЦ OpenAlex
Генетический подход к оценке инфраструктурной связанности индустриального региона
Экономика региона (Economy of Region). 2021. Т.17. №3. С.784-798. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-3-5 WOS Scopus РИНЦ OpenAlex
Dates:
Submitted: | Dec 1, 2020 |
Accepted: | Jun 18, 2021 |
Published print: | Oct 28, 2021 |
Published online: | Oct 28, 2021 |
Identifiers:
Web of science: | WOS:000702390200005 |
Scopus: | 2-s2.0-85117960199 |
Elibrary: | 46590389 |
OpenAlex: | W3203404795 |