Сухой порт Северного морского пути в концепции формирования Урало-Арктического сектора России Научная публикация
Журнал |
Экономика региона (Economy of Region)
ISSN: 2072-6414 , E-ISSN: 2411-1406 |
||||
---|---|---|---|---|---|
Вых. Данные | Год: 2024, Том: 20, Номер: 2, Страницы: 574-590 Страниц : 17 DOI: 10.17059/ekon.reg.2024-2-15 | ||||
Ключевые слова | сухой порт Северного морского пути, Уральский сектор Арктики, опорная сеть, транспортные коридоры, многокритериальное ранжирование проектов, мегалогистическая система России | ||||
Авторы |
|
||||
Организации |
|
Информация о финансировании (1)
1 | Министерство науки и высшего образования РФ | 0327-2024-0004 |
Реферат:
Среди важнейших приоритетов развития России – освоение российской Арктики, обустройство Северного морского пути и проекты комплексного использования арктических территорий. Решение этих задач сопряжено с реализацией приоритета связанности территорий Российской Федерации. Статья посвящена стратегическому анализу и концептуальному обоснованию проекта «Сухой порт Екатеринбург». Доказывается, что значимость и перспективность этого проекта, идея которого выдвинута в 2022 г., существенно возрастают в контексте его реализации в качестве элемента формируемого урало-арктического сектора России, объективно выступающего в качестве акватерриториальной системы и специфического объекта пространственного развития. Предложено понятие сухого порта Северного морского пути. Такой объект является системой взаимодополняющих портов. Выдвинута гипотеза о единичности сухого порта Северного морского пути (подсистема I уровня) на пространстве серединного мегарегиона ввиду его масштабов. В исследовании рассматривается мегарегион Большого Урала. В качестве результата обоснован выбор Екатеринбурга как вершины иерархии системы сухого порта. Определяющая роль в этом выборе принадлежит арктическим факторам и закономерностям формирования опорного каркаса пересекающихся транспортных коридоров. Методы исследования- пространственно-экономический анализ, синтез распределенных систем, системное моделирование. Авторами предложено многокритериальное ранжирование намечаемых к сооружению новых железнодорожных связей регионов Урала с портами Севморпути в условиях принципиальной неполноты и неполной достоверности исходных данных. При ранжировании принимались следующие критерии: диверсификация, грузообразование, наращивание ресурсно-технологического потенциала, транспортная доступность, капиталовложения по проекту. По итогам такого ранжирования предложено считать предпочтительным новый железнодорожный ход, соединяющий Северный Урал со строящимся многофункциональным портом Индига на Северном морском пути. Прикладным результатом исследований, презентуемых статьей, служит обоснованный комплекс предложений по реализации Урало-арктического сухого порта на Среднем Урале.
Библиографическая ссылка:
Лаврикова Ю.Г.
, Петров М.Б.
, Кожов К.Б.
Сухой порт Северного морского пути в концепции формирования Урало-Арктического сектора России
Экономика региона (Economy of Region). 2024. Т.20. №2. С.574-590. DOI: 10.17059/ekon.reg.2024-2-15 WOS РИНЦ OpenAlex
Сухой порт Северного морского пути в концепции формирования Урало-Арктического сектора России
Экономика региона (Economy of Region). 2024. Т.20. №2. С.574-590. DOI: 10.17059/ekon.reg.2024-2-15 WOS РИНЦ OpenAlex
Даты:
Опубликована в печати: | 30 июн. 2024 г. |
Идентификаторы БД:
Web of science: | WOS:001278835900015 |
РИНЦ: | 68020008 |
OpenAlex: | W4400223269 |
Цитирование в БД:
Пока нет цитирований