Sciact
  • EN
  • RU

Научно-образовательные кластеры в инновационно-инвестиционном потенциале региона Научная публикация

Журнал AlterEconomics
ISSN: 2782-6201 , E-ISSN: 2782-6198
Вых. Данные Год: 2024, Том: 21, Номер: 4, Страницы: 748-776 Страниц : 29 DOI: 10.31063/AlterEconomics/2024.21-4.6
Ключевые слова инновационно-инвестиционный потенциал, экономика знаний, научно-образовательный кластер, межрегиональная дифференциация, социально-экономическое развитие, региональная инновационная система
Авторы Голубева Антонина Станиславовна 1 , Канунникова Кристина Игоревна 1,2 , Волков Александр Романович 1,3
Организации
1 Национальный исследовательский университет ИТМО (Санкт-Петербург)
2 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова
3 Институт экономики УрО РАН

Реферат: В современных условиях социально-экономического развития экономика знаний сталкивается с новыми вызовами, обусловленными двумя основными преобразованиями. С одной стороны, научно-образовательные кластеры (вузы) все больше трансформируются из органов самоуправления в «полноценные» организационные субъекты, становятся акторами инновационной деятельности, способными влиять на инновационно-инвестиционный потенциал субъектов Российской Федерации (социально-экономических систем). С другой стороны, став ключевыми игроками экономики знаний и отвечая на ожидания заинтересованных сторон, научно-образовательные кластеры образуют коллаборацию высших учебных заведений, интегрированных в систему инновационного производства. Основные проблемы возникают из-за отсутствия взаимосвязи экономики знаний с региональной инновационной экономикой и кластерной политикой. Между тем выделение человеческого капитала в качестве основного нематериального актива региона должно вести к росту конкурентоспособности региональной интеллектуальной продукции на глобальном рынке, к усилению инновационно-инвестиционного потенциала региона. Формирование экосистемы взаимодействия образования, науки и бизнеса для определения приоритетных направлений деятельности каждого из них является основой формирования научно-образовательных кластеров. Авторами статьи оценивается возможность прорывного воздействия научно-образовательных кластеров на положение Российской Федерации в Глобальном инновационном индексе. Представлен анализ инновационных стратегий стран, занимающих высокие позиции в Глобальном инновационном индексе и образующих научно-образовательные кластеры при реализации инновационной политики. Анализ осуществлялся в контексте концепций человеческого капитала, связанного с экономикой знаний как фундаментальной части инновационно-инвестиционного потенциала, активизирующего инновационные процессы в пространственно-отраслевой структуре региона. В результате сформирован перечень рекомендаций для разработки инновационных стратегий развития различного уровня при формировании научно-образовательных кластеров, обеспечивающих рост роли нематериальных активов.
Библиографическая ссылка: Голубева А.С. , Канунникова К.И. , Волков А.Р.
Научно-образовательные кластеры в инновационно-инвестиционном потенциале региона
AlterEconomics. 2024. Т.21. №4. С.748-776. DOI: 10.31063/AlterEconomics/2024.21-4.6 РИНЦ OpenAlex
Даты:
Поступила в редакцию: 12 февр. 2024 г.
Принята к публикации: 11 дек. 2024 г.
Опубликована в печати: 28 дек. 2024 г.
Идентификаторы БД:
РИНЦ: 77515654
OpenAlex: W4405798887
Цитирование в БД: Пока нет цитирований
Альметрики: