Регулирование и поддержка цифровых платформ шеринг-экономики Conference attendances
Language | Русский | ||
---|---|---|---|
Participant type | Секционный | ||
URL | https://www.econorus.org/con2023/program.phtml?vid=report&eid=5535 | ||
Conference |
V Российский экономический конгресс 11-15 Sep 2023 , Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН |
||
Authors |
|
||
Affiliations |
|
Abstract:
Развитие шеринг-экономики (sharing economy) как сравнительно новой формы организации хозяйственной деятельности, порождает многообразие вопросов, касающихся ее функционирования и регулирования. Как неоднородность проектов, относимых к данной бизнес модели, так и перечень угроз, которые сопровождают ее развитие, формирует острую потребность в разработке специальных мер регулирования данной формы хозяйственной деятельности. Вместе с тем, отдельные проекты шеринг-экономики, обладая высокой общественной значимостью, могут быть использованы для решения социальных и экологических задач, подтверждая необходимость не только регулирования, но и создания благоприятных условий для развития проектов шеринг-экономики. В связи с этим, целью данного исследования является определение возможных направлений регулирования и поддержки проектов шеринг экономики для решения общественно-значимых задач.
Интерес к данной тематике получил свое распространение в последнее десятилетие, что наблюдается как в зарубежной, так и отечественной практике. Если развитие шеринг-экономики в научной литературе принято связывать с работой Л.Лессига [1], то катализатором роста научного интереса к данной тематике стала работа Р. Роджес и Р.Ботсман [2]. Среди отечественных авторов следует отметить Е.Ф. Авдокушина, Д.В. Валько, Попова Е.В., И.М. Степнова, Ю.А. Ковальчук и др. Ведущие отечественные экономисты, такие как В. М. Полтерович, В. Е. Дементьев, А.А. Аузан и др., также в своих исследованиях затрагивают вопросы, близкие к данной области исследования. В частности В. М. Полтерович раскрывает суть коллаборативных преимуществ, под которыми понимает относительно более развитые механизмы сотрудничества в экономической, социальной и политической сферах[3]. В других работах ученый вводит понятие «коллаборативные иерархии» как механизм сотрудничества, сочетающего иерархические и одноранговые (пиринговые) взаимодействия [4].
Библиометрический анализ научной литературы по данной тематике, произведенный посредством статей, представленных индексе научного цитирования Scopus, позволяет сделать вывод, что публикации с запросами «sharing economy» и «regulation» могут быть разделены по следующим тематикам: ценобразование, налогообложение, умные города, устойчивое развитие и экологические вопросы, социальная сфера, а также регулирование в отдельных отраслях, в том числе транспорт, туризм, финансы и т.д. На рисунке 1 построена карта, показывающая силу связи данных запросов с различными смежными тематиками. Карта подготовлена посредством применения программного продукта VosViewer.
Более детальный анализ научных источников по данным запросам показал, что, с одной стороны, цифровая платформа (или соответствующий сервис) шеринг-экономики может являться объектом регулирования, следуя нормам предпринимательского права, налогообложения, антимонопольной политики и др. Также на цифровые платформы распространяются специальные нормы регулирования, характерные для отдельных видов деятельности. С другой стороны, цифровая платформ сама берет на себя функцию регулятора посредством реализации механизма динамического ценообразования, обеспечения качества продукции путем развития репутационных инструментов, реализация которых позволяет сделать вывод о надежности потенциального контрагента и качества предоставляемого товара или услуги, выступает средой для реализации трансакции и определяет условия взаимодействия пользователей на платформе.
Дискурс в отношении угроз шеринг-экономики, наблюдаемый в научной литературе, в большинстве случаев обусловлен тем, что подобные проекты могут наносить ущерб рыночной экономике, агрегируя недоиспользованные активы и составляя конкуренцию другим товарам и услугам. Вместе с тем, новизна данной бизнес-модели порождает потребность в разработке и корректировке нормативно-правовой базы, позволяющей снизить риски, связанные с реализацией трансакций посредством данных платформ, а ее отсутствие порождает прецеденты нарушения прав того или иного участника взаимодействия.
Стратегии поведения государства (как регулятора) и цифровой платформы могут быть разделены на «сотрудничество» и «противодействие». Выбор стратегии «сотрудничества» требует реализации не только более свободной формы регулирования, но и разработки мер поддержки. Выбор стратегии «противодействия» будет порождать введение более строгих форм регулирования. Кроме того, следует говорить о характере выгод, которые получают органы государственной и муниципальной власти при регулировании или поддержке той или иной цифровой платформы шеринг-экономики.
Поиск механизмов сотрудничества цифровой платформы и органов государственной и муниципальной власти может быть отображен в форме перемещения из квадрата с индивидуальной выгодой, в квадрат с общественной выгодой. Например, сотрудничество государства с краудлендинговыми платформами, рассматриваемыми как коммерческие платформы в сфере финансов, может быть использовано для высвобождения неиспользованных ресурсов и развития проектов, имеющих значение для города, как в части поддержки предпринимательского сектора, так и для развития соответствующей городской инфраструктуры. Преимущество данных платформ состоит в реализации механизма прямого инвестирования, где инвестор выбирает проект, в который он готов вложить свои финансовые активы.
Платформы, специализирующиеся на перепродаже недоиспользованных активов или предоставляющие доступ к данным активам, будут вносить вклад в достижение целей устойчивого развития и обеспечения благоприятной среды. Совместные проекты органов государственной власти и цифровых платформ шеринг-экономики позволят привлечь внимание граждан к общественно-значимым задачам. Развитие проектов шеринг-экономики на базе сообществ также будет способствовать этичному потреблению граждан, повышению эффективности использования ресурсов, благоустройству среды, что свидетельствует о формировании общественной выгоды и для органов государственной власти. Поддержка коммерческих проектов в сфере транспорта (каршеринг, карпулинг) способна снизить загруженность дорог, способствуя при этом развитию сектора общественных благ.
В российской практике в целом ведется планомерная работа в отношении разработки мер регулирования шеринг-экономики. В 2017 году был внедрен институт замозанятых. В 2019 и 2020 гг. существенные подвижки произошли в отношении регулирования деятельности инвестиционных платформ. Меры по поддержке каршеринга также уже реализуются в отдельных городах.
Подводя итоги, следует отметить, что поиск механизмов сотрудничества на базе развития платформ шеринг-экономики, по нашему мнению, позволит высвободить дополнительные ресурсы не только на уровне отдельного домохозяйства или сообщества, но будет также способствовать трансформации моделей поведения в направлении развития общественных ценностей, что является одним из условий согласованного с государством развития шеринг-плтаформ.. Значимость представленного исследования состоит в обосновании потенциала сервисов шеринг-экономики для реализации общественно-полезных задач.
Cite:
Веретенникова А.Ю.
Регулирование и поддержка цифровых платформ шеринг-экономики
V Российский экономический конгресс 11-15 сент. 2023
Регулирование и поддержка цифровых платформ шеринг-экономики
V Российский экономический конгресс 11-15 сент. 2023