Региональные аспекты российско-белорусской интеграции Conference attendances
Language | Русский | ||
---|---|---|---|
Participant type | Пленарный | ||
URL | https://uiec.ru/%d0%ba%d1%81-12092024/ | ||
Conference |
Круглый стол «Промышленная политика в Союзном государстве России и Беларуси» 19-19 Sep 2024 , Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург |
||
Authors |
|
||
Affiliations |
|
Abstract:
Региональные аспекты российско-белорусской интеграции. В своем выступлении я хотела бы коснуться следующих вопросов. (слайд 2) 1. Первое: Как выстраивается и развивается экономическое взаимодействие российских и белорусских регионов? 2. Далее: Как российские предприятия воспринимают экономическую интеграцию в рамках Союзного государства? 3. Какова динамика количества предприятий с белорусским капиталом в России и с российским капиталом в Белоруссии и как меняется их отраслевая структура? 4. Каковы перспективы углубления российско-белорусской экономической интеграции и какие возможности есть для этого? Происходившие в последние годы геополитические перемены в значительной степени активизировали процессы экономической интеграции наших стран. (слайд 3) Так, в 2023 году было подписано Соглашение «О единой промышленной политике» (между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации), в котором подчеркивается стремление к развитию производственной кооперации, реализации проектов с интеграционным эффектом и производства новых видов конкурентоспособной продукции. В 2024 году утвержден Декрет «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024 – 2026 годы», где планируется проведение согласованной структурной макроэкономической политики, стимулирование инвестиционной активности и содействие реализации совместных инвестиционных проектов. А также проведение единой промышленной политики и сотрудничество в области торговли: через реализацию импортозамещающих инвестиционных и кооперационных проектов с приоритетным привлечением к их реализации предприятий Союзного государства в приоритетных отраслях. Сотрудничество Республики Беларусь с субъектами Российской Федерации осуществляется в рамках заключенных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. По данным МИД Беларуси к 2023 году уже подписано всего 86 соглашений в 77 российских регионах. (слайд 4) По данным Постоянного комитета Союзного государства, основными торгово-экономическими партнерами Республики Беларусь на региональном уровне являются следующие 15 регионов: (Московская область, Смоленская область, г. Москва, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область, Брянская область, Калужская область, Пермский край, Ленинградская область, Нижегородская область, Ростовская область, Калининградская область, Оренбургская область.) Это, как мы видим, наиболее экономически и промышленно развитые российские регионы, а также приграничные регионы с высокой долей сельского хозяйства. (слайд 5) В 2020 году товарооборот Республики Беларусь с указанными регионами составлял более 75 % от общего объема товарооборота с РФ (22 млрд. долл. США), в 2023 году доля товарооборота с основными партнерскими регионами возросла до 80%, составив более 47 млрд. долл. США. Мы видим, что в 2023 году значительно увеличился товарооборот с ключевыми регионами- партнерами, по некоторым позициям в несколько раз, а в целом прирост составил порядка 80%. Это, конечно, свидетельствует об укреплении взаимного сотрудничества. По структуре товарооборота, к сожалению, нам пока доступны подробные данные только за 2020 год. (слайд 6) Основные товарные группы экспорта российских регионов в Белоруссию составляют: - топливно-энергетические товары; - машины, оборудование и транспортные средства; - продукция химической промышленности; - металлы и металлические изделия; - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Основные товарные группы импорта, это также продовольствие, машины и оборудование, продукция химических и металлургических производств. В 2020 году Институтом экономики проводилось глубинное фокусированное интервью с предприятиями Свердловской области, имеющими экономические связи с Республикой Беларусь. (слайд 7) В интервью приняли участие более 20 предприятий Свердловской области, преимущественно обрабатывающей промышленности, которые имели прямые экономические связи с Республикой Беларусь в виде организации совместных предприятий, участия в совместных проектах или осуществления поставок продукции либо услуг. На слайде 7 представлена статистика ответов респондентов. В 2020 году предприятия довольно скептически относились к оценке процессов экономического сближения. Среди уральских предприятий только 20% опрошенных положительно оценили процесс экономической интеграции, считая, что он либо углублялся, либо протекал волнообразно, при этом около 70% предприятий оценивают Союзное государство скорее, как политический проект, который не предполагает глубокой экономической интеграции, 10% воздержалось от оценок. В то же время, перспективы ближайшего будущего предприятия оценивали более позитивно: мы видим, что более 40 % отметили, что перспективы есть. (слайд 8) Больше половины опрошенных отметили, что в процессе работы с белорусскими коллегами наблюдают различные препятствия для экономической интеграции между странами Союзного государства. В среднем, из предложенных 12 вариантов каждое предприятие отметило от 3 до 4 различных барьеров для интеграции. При этом, основным препятствием для ведения бизнеса и углубления экономического взаимодействия, по мнению уральских предприятий, выступает ограниченная емкость рынка Республики Беларусь, что отметили 71%. При всем этом, со стороны предприятий присутствовала позитивная оценка возможного углубления экономической интеграции через гармонизацию технических регламентов и стандартов, создание единой энергосистемы, единого экономического пространства, единой налоговой системы, объединения платежных систем, проведения единой промышленной политики… Сегодня мы уже можем сказать, что эта работа ведется, гармонизация технических регламентов началась, подписаны документы о единой промышленной и структурной политике, планируется создание единого энергетического рынка и т.д. В этой связи, мы решили посмотреть, а насколько экономические условия способствуют или не способствуют созданию в России белорусских предприятий и наоборот. Для этого, была собрана статистика по количеству зарегистрированных предприятий с участием белорусского капитала в российских регионах. Были получены данные из 34 регионов (слайд 9). Оказалось, что регионами максимального присутствия предприятий с белорусским капиталом в России – это приграничные Смоленская, Брянская области и близлежащая Калининградская область. В Смоленской области зарегистрировано более 4000 предприятий. (слайд 10) В других регионах также довольно много белорусских предприятий, но численность их заметно меньше и снижается со временем. (слайд 11) Пик количества регистраций приходится на 2017-2018 или 2019 годы, а затем следует спад. Есть, правда, регионы, где количество предприятий растет, (слайд 12) например, Тюменская, Рязанская области, Бурятия, но это, скорее, является исключением. Далее, мы посмотрели, что происходит с российскими предприятиями в Белоруссии. (13 слайд) Примечание: Согласно статистическому учету в Республике Беларусь, совместная организация – это юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь; иностранная организация – это юридическое лицо Республики Беларусь с иностранной формой собственности. Здесь также видно, что до 2014 года наблюдался рост количества организаций с российским капиталом в Белоруссии, а также совместных предприятий, после чего последовал длительный спад. Локальный минимум наблюдался в 2017 году, на фоне принятия нового таможенного кодекса ЕАЭС и его ратификации в Беларуси. При этом, наблюдается восходящая тенденция роста числа российских иностранных организаций в Беларуси, которое за 10 лет выросло на 168% и в 2022 году по значению превысило количество совместных предприятий. С одной стороны, снижение числа организаций с российскими инвестициями в Белоруссии может иметь негативную окраску, поскольку это говорит о сокращении экономических связей и реального взаимодействия предприятий в странах Союзного государства. С другой стороны, растет количество самостоятельных российских предприятий в Белоруссии, что, возможно, является следствием выбора более подходящей формы хозяйствования для инвесторов из России на белорусском рынке. (14 слайд) Поскольку мы находимся на Среднем Урале, нам также интересно было посмотреть, что происходит в контексте российско-белорусской интеграции в нашем регионе. В регионах УРФО тенденции немного отличаются. Например, в Свердловской области количество предприятий с белорусским капиталом росло до 2016-2017 годов, затем начался спад. В Тюменской области другая динамика: резкий всплеск наблюдался в 2021 году, затем также резко все сократилось. Это вызвано деятельностью региональных органов власти, которые приняли курс на долгосрочное стратегическое партнерство с Белорусскими коллегами. В Челябинской области также наблюдается разнонаправленная динамика. (слайд 15) Наша Свердловская область является традиционно индустриальным регионом, который был интегрирован в глобальные цепочки поставок, и интересно, что количество совместных предприятий снижается, а товарооборот с Белоруссией за последние годы значительно растет. При этом, если посмотреть отраслевую структуру, то мы видим: основную долю (примерно половину) российско-белорусских предприятий составляют торговые фирмы. Сокращается доля строительных компаний, компаний сектора услуг. А количество обрабатывающих производств остается неизменнным. (слайд 17) У предприятий Свердловской области имеется положительный опыт промышленного сотрудничества с белорусскими коллегами, который конечно, необходимо развивать. (слайд 18) В этой связи, мы считаем, что для углубления экономической интеграции необходимо снижать барьеры и создавать дополнительные стимулы, поэтому, более детальная проработка и реализация единой промышленной политики Союзного государства должна продолжаться. Важными мероприятиями здесь будут: - переход к проактивной промышленной политике, детальная проработка совместных программ промышленно-технологического развития; - совершенствование механизмов адресной финансовой поддержки успешных промышленных интеграционных проектов, введение механизмов перераспределения в пользу инновационных растущих отраслей.
Cite:
Брянцева О.С.
, Потапцева Е.В.
Региональные аспекты российско-белорусской интеграции
Круглый стол «Промышленная политика в Союзном государстве России и Беларуси» 19-19 сент. 2024
Региональные аспекты российско-белорусской интеграции
Круглый стол «Промышленная политика в Союзном государстве России и Беларуси» 19-19 сент. 2024