ESG-ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: КЕЙС АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА Conference attendances
Language | Русский | ||||
---|---|---|---|---|---|
Participant type | Секционный | ||||
Conference |
XI Международная научно-практическая конференция «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения — 2022 21-23 Sep 2022 , г. Апатиты |
||||
Authors |
|
||||
Affiliations |
|
Abstract:
Устойчивое социально экономическое развитие регионов (социально экономических систем) Российской Федерации (РФ) напрямую связано с ESG трансформацией и внедрением практики цифровизации предприятий. В настоящее время инвестиционная привлекательность компаний регламентируется приверженностью к реализации Целей устойчивого развития (ЦУР), а также повышением позиции в рейтинге ESG, являющимся наиболее эффективным инструментом оценивания управленческой политики и деятельности предприятий в контексте перехода к концепции УР для ответственных инвесторов (анг. Responsible Investment).
Новые глобальные вызовы, стоящие перед Российской Федерацией в связи с острыми социальными, экологическими, экономическими событиями, не обошли стороной внимание научного сообщества к созданию условий развития и сохранения территории Арктики, как объекта стратегической важности не только за счет наличия большого числа полезных ископаемых, удобного выхода к морю и уникального биоразнообразия, но и присутствия «полюса глобального потепления», что подтверждает существование экологической проблемы, связанной с изменением климата, которую необходимо эффективно решать с целью недопущения таяния ледников и гибели северных экосистем.
Следовательно, устойчивое развитие Арктики в связи с территориальными и климатическими особенностями, а также наличием хрупких экосистем, напрямую зависит от доли привлеченных инвесторов и реализации природоохранных мероприятий. Например, крупнейшие логистические компании отказываются перевозить грузы по Северному морскому пути – кратчайшему пути между Европейской частью Российской Федерации и Дальним Востоком – из-за несоответствия ESG принципам.
Российская часть Арктики включает в себя Мурманскую, Архангельскую области; Республику Коми и Якутию; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа; Беломорский, Кемский и Лоухский районы Карелии, а также «земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года». На данный момент по инициативе МОО «Ассоциация полярников» был создан Международный центр компетенций по устойчивому развитию, позволяющий эффективно внедрять ESG-повестку на государственном, общественном и корпоративном уровне, а также реализовывать стратегические и социальные инициативы на основе выделенных Целей устойчивого развития. Тем не менее в ESG рэнкинге субъектов РФ за 2021 год выделенные территории заняли следующие позиции среди 85 анализируемых регионов:
1. Республика Саха (Якутия) 12 место: ответственное отношение к окружающей среде (анг., E – environment) 16 место, высокая социальная ответственность (анг., S – social) 11 место, высокое качество корпоративного управления (анг., G – governance) 35 место.
2. Ямало-Ненецкий автономный округ 22 место: E – 81, S – 2, G – 18.
3. Ненецкий автономный округ 25 место: E – 83, S – 1, G – 19.
4. Мурманская область 42 место: E – 76, S – 13 место, G – 26 место.
5. Красноярский край 47 место: E – 41, S – 54, G – 51.
6. Архангельская область 60 место: E – 72, S – 48, G – 49.
7. Республика Коми 67 место: E – 80, S – 46, G – 25.
8. Чукотский автономный округ 69 место: E – 60, S – 7, G – 82.
9. Республика Карелия 78 место: E – 84, S – 38, G – 48.
Как видно из представленного рейтинга, в арктических регионах прослеживается значительный дисбаланс в триаде факторов ESG (высокий показатель в одном факторе не всегда коррелирует с высоким показателем в другом), что говорит о «неустойчивости» субъектов, сказывающейся на общем социально-экономическом развитии не только территории Арктики, но и страны в целом. В Указе Президента РФ «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года» делается акцент на высокой вероятности возникновения экологических катастроф в связи с антропогенным воздействием и (или) климатическими изменениями. Активная корректировка Стратегий социально-экономического развития регионов с учетом принципов ESG, а также цифровой трансформации с целью создания гибкой инфраструктуры, адаптируемой экономики замкнутого цикла и автоматизированных систем отслеживания состояния окружающей среды для предотвращения, в первую очередь, экологических угроз, возникающих вследствие разлива нефти и попадания ее в ледники, более интенсивном потеплении климата в сравнении с другими территориями Земли, позволит Артике развиваться за счет Северного морского пути как транспортного коридора в условиях изменения климата, санкций и геополитических угроз.
Однако добиться значительных изменений в переходе арктических регионов к концепции устойчивого развития невозможно без внедрения цифровых технологий и инициации процесса цифровизации. Наличие связи на всей территории Арктики – вопрос не только возможности выхода в «сеть», но также жизненной необходимости в ситуациях, опасных для здоровья, повсеместно возникающих в суровых климатических условиях. Главным препятствием на пути к цифровизации Арктики является высокая стоимость реализуемых проектов, что вторично указывает на важность развития инвестиционного потенциала социально-экономической системы.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о наличии циклической зависимости, препятствующей устойчивому развитию арктических регионов и определению высоких позиций в ESG рэнкинге субъектов РФ: ESG-трансформация Арктики невозможна без цифровизации и наоборот. Для того, чтобы инициировать возможность запуска цикла, как сбалансированной саморазвивающейся системы, необходимо при разработке нормативно-правовых документов и Стратегий социально-экономического развития опираться на ESG принципы и Цели устойчивого развития, тем самым привлекая ответственных инвесторов для реализации проектов цифровой трансформации по добыче полезных ископаемых, телекоммуникации, образования, транспортно-логистической структуры и других. В итоге социально-экономическое развитие Арктики является национальным интересом Российской Федерации, а значит обладает приоритетной важностью реализации государственных мер поддержки, что стимулирует внедрение иновационно-инвестиционных проектов.
Cite:
Волков А.Р.
, Голубева А.С.
ESG-ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: КЕЙС АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА
XI Международная научно-практическая конференция «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения — 2022 21-23 сент. 2022
ESG-ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: КЕЙС АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА
XI Международная научно-практическая конференция «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения — 2022 21-23 сент. 2022