Моделирование взаимодействия регионов России и Республики Беларусь в целях прогнозирования дополнительных транспортных потоков
Научная публикация
Журнал |
Вестник Уральского государственного университета путей сообщения
ISSN: 2079-0392
|
Вых. Данные |
Год: 2021,
Том: 51,
Номер: 3,
Страницы: 81-93
Страниц
: 13
DOI:
10.20291/2079-0392-2021-3-81-93
|
Ключевые слова |
межрегиональные интеграционные связи, Союзное государство, пространственная автокорреляция, индекс Морана, пространственное развитие, транспортные потоки, прогнозирование |
Авторы |
Петров Михаил Борисович
1
,
Серков Леонид Александрович
1
,
Кожов Константин Борисович
1
|
Организации |
1 |
Институт экономики УрО РАН
|
|
Информация о финансировании (1)
1
|
Министерство науки и высшего образования РФ
|
0327-2021-0013
|
В статье предложен методологический подход, использующий инструментарий пространственной эконометрики, для развития систем транспортно-экономического прогнозирования и отражения в его результатах крупных структурных политических решений на примере влияния экономической интеграции России и Белоруссии на транспортные потоки в межотраслевых межтерриториальных системах Союзного государства. Для расчета изучаемых показателей использованы данные официальных статистических сайтов России и Белоруссии. Проведен анализ пространственного распределения объема выпуска в секторе обрабатывающей промышленности регионов РФ и РБ для оценки возможности взаимодействия этих регионов в данном секторе экономики. При моделировании Республика Беларусь рассматривается как отдельный регион в рамках Союзного государства. Проведены расчеты глобального и локального индексов Морана и определены возможные пространственные автокорреляции как между субъектами РФ, так и между регионами РФ с Республикой Беларусь. В проводимом исследовании для оценки степени взаимодействия регионов использовалась стандартная весовая матрица обратных расстояний. Проблема рассматривается в первую очередь со стороны транспорта на основе анализа связей в тяжелой промышленности в качестве основной грузообразующей сферы. Изучено влияние экономических и инфраструктурных факторов на показатель, характеризующий степень возможного взаимодействия регионов РФ с РБ в сфере промышленности и транспорта. Результаты работы делают шаг к систематическому применению пространственной эконометрики в методологии и технологии транспортно-экономического прогнозирования и могут быть использованы при подготовке стратегий, программ и схем размещения и развития отраслей с учетом потенциала нового уровня интеграции экономик России и Белоруссии.