Моделирование взаимодействия регионов России и Республики Беларусь в целях прогнозирования дополнительных транспортных потоков
Full article
Journal |
Вестник Уральского государственного университета путей сообщения
ISSN: 2079-0392
|
Output data |
Year: 2021,
Volume: 51,
Number: 3,
Pages: 81-93
Pages count
: 13
DOI:
10.20291/2079-0392-2021-3-81-93
|
Tags |
межрегиональные интеграционные связи, Союзное государство, пространственная автокорреляция, индекс Морана, пространственное развитие, транспортные потоки, прогнозирование |
Authors |
Petrov Mikhail Borisovich
1
,
Serkov Leonid Aleksandrovich
1
,
Kozhov Konstantin Borisovich
1
|
Affiliations |
1 |
Институт экономики УрО РАН
|
|
Funding (1)
1
|
Министерство науки и высшего образования РФ
|
0327-2021-0013
|
В статье предложен методологический подход, использующий инструментарий пространственной эконометрики, для развития систем транспортно-экономического прогнозирования и отражения в его результатах крупных структурных политических решений на примере влияния экономической интеграции России и Белоруссии на транспортные потоки в межотраслевых межтерриториальных системах Союзного государства. Для расчета изучаемых показателей использованы данные официальных статистических сайтов России и Белоруссии. Проведен анализ пространственного распределения объема выпуска в секторе обрабатывающей промышленности регионов РФ и РБ для оценки возможности взаимодействия этих регионов в данном секторе экономики. При моделировании Республика Беларусь рассматривается как отдельный регион в рамках Союзного государства. Проведены расчеты глобального и локального индексов Морана и определены возможные пространственные автокорреляции как между субъектами РФ, так и между регионами РФ с Республикой Беларусь. В проводимом исследовании для оценки степени взаимодействия регионов использовалась стандартная весовая матрица обратных расстояний. Проблема рассматривается в первую очередь со стороны транспорта на основе анализа связей в тяжелой промышленности в качестве основной грузообразующей сферы. Изучено влияние экономических и инфраструктурных факторов на показатель, характеризующий степень возможного взаимодействия регионов РФ с РБ в сфере промышленности и транспорта. Результаты работы делают шаг к систематическому применению пространственной эконометрики в методологии и технологии транспортно-экономического прогнозирования и могут быть использованы при подготовке стратегий, программ и схем размещения и развития отраслей с учетом потенциала нового уровня интеграции экономик России и Белоруссии.