Бюджетная централизация и децентрализация государственных финансов Российской Федерации: подходы к определению
Научная публикация
Журнал |
Вестник Сургутского государственного университета
ISSN: 2312-3419
|
Вых. Данные |
Год: 2022,
Номер: 2 (36),
Страницы: 60-69
Страниц
: 10
DOI:
10.34822/2312-3419-2022-2-60-69
|
Ключевые слова |
государственный бюджет, бюджетная система, бюджетный федерализм, бюджетная централизация, бюджетная децентрализация, государственные финансы, консолидированный бюджет, государственные доходы, государственные расходы |
Авторы |
Судакова Анастасия Евгеньевна
1
,
Агарков Гавриил Александрович
1
|
Организации |
1 |
Институт экономики УрО РАН
|
|
Информация о финансировании (1)
1
|
Министерство науки и высшего образования РФ
|
0327-2021-0018
|
Бюджетный федерализм – принцип федеративного устройства государства. Несмотря на множество подходов к определению, основная дискуссия разворачивается по поводу бюджетной централизации и децентрализации. В статье уточнены некоторые взаимосвязанные термины, показана их дискуссионность в нормативно-правовых актах, обозначены авторские позиции по некоторым терминам. Введен термин «расширенного» консолидированного бюджета, включающий бюджеты внебюджетных фондов. Расчет с использованием этого показателя добавляет 1–3 % в случае определения уровня централизации бюджетов, и снижается – в случае расчета децентрализации бюджетов.
Предложены подходы к оценке уровня бюджетной централизации и децентрализации: (1) оценивается степень доходных полномочий, закрепленных за федеральным бюджетом, (2) – объем реально располагаемых доходов федеральным правительством; (3) – уровень «самостоятельности» бюджетов, т. е. возможность покрывать расходные обязательства за счет налоговых и неналоговых доходов, (4) – расходные полномочия, реализуемые через территориальные бюджеты.
Расчет показывает, что в целом уровень централизации бюджетной системы РФ достаточно высокий, находится на уровне 90 %, при этом за 10-летний период наблюдается снижение значения. Полученные данные по второму подходу показывают, что уровень централизации несколько ниже – около 64%. Однако этот подход не позволяет сделать выводы о доходных полномочиях, закрепленных за разными уровнями бюджета.
Представлены выводы об изменении значений в пандемийный период: снижение уровня централизации бюджетов на 3 % в 2020 г. в результате недополучения нефтегазовых и других налоговых доходов; снижение уровня самостоятельности территориальных бюджетов – снижение значения показателя на 14 %, причина в увеличении расходных обязательств. Однако иная ситуация складывается при расчете уровня децентрализации по формуле 4, в которой не наблюдается резких изменений значений, даже в 2020 г., а сглаживание происходит за счет выделения межбюджетных трансфертов.