Оценка готовности регионального транспортного комплекса к цифровой трансформации Full article
Journal |
Экономика региона (Economy of Region)
ISSN: 2072-6414 , E-ISSN: 2411-1406 |
||
---|---|---|---|
Output data | Year: 2022, Volume: 18, Number: 3, Pages: 802-819 Pages count : 18 DOI: 10.17059/ekon.reg.2022-3-13 | ||
Tags | инфраструктура, цифровизация, метод главных компонент, интегральный индекс, цифровая транс-формация, транспортный комплекс, цифровая готовность, цифровой резерв развития | ||
Authors |
|
||
Affiliations |
|
Funding (1)
1 | Министерство науки и высшего образования РФ | 0327-2021-0018 |
Abstract:
Решение задачи цифровой трансформации экономики требует «цифровой зрелости» компаний и отраслей. События 2020 г. повысили актуальность цифровой трансформации в связи с вновь возникшими социальными и экономическими ограничениями и явились драйверами перехода на новые сервисы, платформы, бизнес-модели, послужили развитию цифровых систем. По мнению авторов, регионы имеют резерв для ускоренной цифровизации, который не используется в полной мере в текущем и прогнозном периоде. Целью настоящего исследования является разработка авторского подхода к оценке готовности регионального транспортного комплекса к цифровой трансформации и выявлению регионов, в которых потенциал цифрового развития не используется в полной мере. В исследовании использованы индексный метод, методы статистического анализа, в т. ч. среднеквадратического отклонения, метода главных компонент для отбора и оценки показателей для формирования интегрального индекса и др. Использовались данные официальной статистики Росстата, территориальных управлений ФСГС, Минцифры РФ, Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), ведомственной статистики (ОАО РЖД, ФАВТ (Росавиация), ФДА Росавтодор и др.) по состоянию на 2020 г. Объектом исследования выступают индустриально развитые регионы Российской Федерации. В результате апробации методического подхода на первом этапе оценки индустриально развитые регионы сгруппированы в 5 групп по уровню готовности транспортного комплекса к цифровой трансформации (крайне низкий, низкий, умеренный, высокий, крайне высокий). В группу с самыми низкими значениями показателей попали Вологодская, Волгоградская, Иркутская области. Низкий уровень готовности зафиксирован в Новгородской, Калужской и Омской областях и Красноярском крае. В самую многочисленную группу регионов с умеренным индексом готовности вошли семь регионов: Владимирская, Ярославская, Ленинградская, Ростовская, Самарская области, Пермский край и Республика Башкортостан. Липецкая, Мурманская и Челябинская области имеют высокий уровень готовности, а Нижегородская, Свердловская и Московская области — крайне высокий. На втором этапе регионы распределены по величине отклонения уровня цифровизации от уровня готовности транспортного комплекса к цифровой трансформации. Таким образом, выявлены резервы цифрового развития транспортного комплекса индустриально развитых регионов.
Cite:
Матушкина Н.А.
, Котлярова С.Н.
, Мыслякова Ю.Г.
Оценка готовности регионального транспортного комплекса к цифровой трансформации
Экономика региона (Economy of Region). 2022. Т.18. №3. С.802-819. DOI: 10.17059/ekon.reg.2022-3-13 WOS Scopus РИНЦ OpenAlex
Оценка готовности регионального транспортного комплекса к цифровой трансформации
Экономика региона (Economy of Region). 2022. Т.18. №3. С.802-819. DOI: 10.17059/ekon.reg.2022-3-13 WOS Scopus РИНЦ OpenAlex
Dates:
Submitted: | Dec 25, 2021 |
Accepted: | May 27, 2022 |
Published print: | Sep 30, 2022 |
Published online: | Sep 30, 2022 |
Identifiers:
Web of science: | WOS:000979820800013 |
Scopus: | 2-s2.0-85141681814 |
Elibrary: | 49753599 |
OpenAlex: | W4312427392 |