Sciact
  • EN
  • RU

Научно-образовательные консорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы в условиях неоэкономики Научная публикация

Журнал Вестник НГИЭИ
ISSN: 2227-9407
Вых. Данные Год: 2021, Том: 124, Номер: 9, Страницы: 80-96 Страниц : 17 DOI: 10.24412/2227-9407-2021-9-80-96
Ключевые слова научно-образовательный консорциум, неоэкономика, интеграция, коллаборация, научный фронтир, национальная технологическая инициатива, региональное развитие, форсайт, научно-исследовательские проекты, сетевая модель взаимодействия, цифровизация.
Авторы Овчинникова Анна Владимировна 1 , Тополева Татьяна Николаевна 1
Организации
1 Удмуртский филиал Института экономики Уральского отделения РАН

Информация о финансировании (1)

1 Министерство науки и высшего образования РФ 0327-2021-0009

Реферат: Введение. Становление неоэкономики, основанной на знаниях и инноватизации, характеризуется суще-ственным возрастанием роли интеллектуального капитала относительно осязаемых активов в контексте организации бизнес-процессов нового уровня, обеспечивающих усиление лидерства и рост конкуренто-способности в глобальном масштабе. Интеграция науки и образования в целях обеспечения научно-технологического развития страны актуализирует необходимость исследования проблематики коорди-нации деятельности в рамках научно-образовательных консорциумов, различных аспектов эффективно-сти организационного взаимодействия и механизмов встраивания в направления фронтирной повестки. Материалы и методы. Эмпирической базой исследования являются научные труды зарубежных и оте-чественных ученых по вопросам интеграции корпоративных структур, коллаборационных партнерств в научно-образовательной сфере, а также данные открытых источников о деятельности консорциумов. В работе использован комплекс общенаучных методов. Результаты. Исследована международная практика образования консорциумов. Обозначены предпо-сылки формирования консорциумов в российских условиях и накопленный опыт организационного со-трудничества за последние годы. Отмечено, что создание консорциумов обеспечивает усиление образо-вательной среды потенциалом академической науки, расширяет спектр и повышает качественный уро-вень образовательных программ подготовки кадров для экономики, ориентированной на инновационное развитие, а также способствует росту сетевых коммуникаций и расширению международного сотрудни-чества. Проведен анализ установок и направлений федеральной программы «Приоритет 2030». Предло-жена методика определения совместной тематики исследовательских проектов организаций науки и высшего образования в рамках консорциумов, основанная на технологии «Rapid foresight» и апробиро-ванная в деятельности Консорциума Уральского государственного экономического университета и Ин-ститута экономики Уральского отделения РАН. Обсуждение. Организация консорциумов происходит в условиях смены приоритетов государственного финансирования научно-образовательной сферы, обострения конкуренции организаций за лидерство и грантовую поддержку проектов развития. Критерии и индикаторы результативности для вхождения в федеральную программу «Приоритет 2030» являются труднодостижимыми, особенно для отраслевых университетов. Заключение. Главная задача научно-образовательных консорциумов – объединить потенциал участни-ков, усилив синергию организационной проективности. Инновационная кооперация и вовлеченность в проекты представителей производственного сектора экономики, органов государственной власти всех уровней будут способствовать повышению эффективности деятельности консорциумов и достижению национальных целей развития.
Библиографическая ссылка: Овчинникова А.В. , Тополева Т.Н.
Научно-образовательные консорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы в условиях неоэкономики
Вестник НГИЭИ. 2021. Т.124. №9. С.80-96. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-9-80-96 РИНЦ
Даты:
Поступила в редакцию: 2 июл. 2021 г.
Принята к публикации: 6 авг. 2021 г.
Опубликована online: 29 окт. 2021 г.
Идентификаторы БД:
РИНЦ: 46593154
Цитирование в БД:
БД Цитирований
РИНЦ 18
Альметрики: