Sciact
  • EN
  • RU

Научно-образовательные консорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы в условиях неоэкономики Full article

Journal Вестник НГИЭИ
ISSN: 2227-9407
Output data Year: 2021, Volume: 124, Number: 9, Pages: 80-96 Pages count : 17 DOI: 10.24412/2227-9407-2021-9-80-96
Tags научно-образовательный консорциум, неоэкономика, интеграция, коллаборация, научный фронтир, национальная технологическая инициатива, региональное развитие, форсайт, научно-исследовательские проекты, сетевая модель взаимодействия, цифровизация.
Authors Ovchinnikova Anna Vladimirovna 1 , Topoleva Tatʹyana Nikolaevna 1
Affiliations
1 Удмуртский филиал Института экономики Уральского отделения РАН

Funding (1)

1 Министерство науки и высшего образования РФ 0327-2021-0009

Abstract: Введение. Становление неоэкономики, основанной на знаниях и инноватизации, характеризуется суще-ственным возрастанием роли интеллектуального капитала относительно осязаемых активов в контексте организации бизнес-процессов нового уровня, обеспечивающих усиление лидерства и рост конкуренто-способности в глобальном масштабе. Интеграция науки и образования в целях обеспечения научно-технологического развития страны актуализирует необходимость исследования проблематики коорди-нации деятельности в рамках научно-образовательных консорциумов, различных аспектов эффективно-сти организационного взаимодействия и механизмов встраивания в направления фронтирной повестки. Материалы и методы. Эмпирической базой исследования являются научные труды зарубежных и оте-чественных ученых по вопросам интеграции корпоративных структур, коллаборационных партнерств в научно-образовательной сфере, а также данные открытых источников о деятельности консорциумов. В работе использован комплекс общенаучных методов. Результаты. Исследована международная практика образования консорциумов. Обозначены предпо-сылки формирования консорциумов в российских условиях и накопленный опыт организационного со-трудничества за последние годы. Отмечено, что создание консорциумов обеспечивает усиление образо-вательной среды потенциалом академической науки, расширяет спектр и повышает качественный уро-вень образовательных программ подготовки кадров для экономики, ориентированной на инновационное развитие, а также способствует росту сетевых коммуникаций и расширению международного сотрудни-чества. Проведен анализ установок и направлений федеральной программы «Приоритет 2030». Предло-жена методика определения совместной тематики исследовательских проектов организаций науки и высшего образования в рамках консорциумов, основанная на технологии «Rapid foresight» и апробиро-ванная в деятельности Консорциума Уральского государственного экономического университета и Ин-ститута экономики Уральского отделения РАН. Обсуждение. Организация консорциумов происходит в условиях смены приоритетов государственного финансирования научно-образовательной сферы, обострения конкуренции организаций за лидерство и грантовую поддержку проектов развития. Критерии и индикаторы результативности для вхождения в федеральную программу «Приоритет 2030» являются труднодостижимыми, особенно для отраслевых университетов. Заключение. Главная задача научно-образовательных консорциумов – объединить потенциал участни-ков, усилив синергию организационной проективности. Инновационная кооперация и вовлеченность в проекты представителей производственного сектора экономики, органов государственной власти всех уровней будут способствовать повышению эффективности деятельности консорциумов и достижению национальных целей развития.
Cite: Овчинникова А.В. , Тополева Т.Н.
Научно-образовательные консорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы в условиях неоэкономики
Вестник НГИЭИ. 2021. Т.124. №9. С.80-96. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-9-80-96 РИНЦ
Dates:
Submitted: Jul 2, 2021
Accepted: Aug 6, 2021
Published online: Oct 29, 2021
Identifiers:
Elibrary: 46593154
Citing:
DB Citing
Elibrary 18
Altmetrics: