Научно-образовательные консорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы
в условиях неоэкономики
Full article
Journal |
Вестник НГИЭИ
ISSN: 2227-9407
|
Output data |
Year: 2021,
Volume: 124,
Number: 9,
Pages: 80-96
Pages count
: 17
DOI:
10.24412/2227-9407-2021-9-80-96
|
Tags |
научно-образовательный консорциум, неоэкономика, интеграция, коллаборация, научный фронтир, национальная технологическая инициатива, региональное развитие, форсайт, научно-исследовательские проекты, сетевая модель взаимодействия, цифровизация. |
Authors |
Ovchinnikova Anna Vladimirovna
1
,
Topoleva Tatʹyana Nikolaevna
1
|
Affiliations |
1 |
Удмуртский филиал Института экономики Уральского отделения РАН
|
|
Funding (1)
1
|
Министерство науки и высшего образования РФ
|
0327-2021-0009
|
Введение. Становление неоэкономики, основанной на знаниях и инноватизации, характеризуется суще-ственным возрастанием роли интеллектуального капитала относительно осязаемых активов в контексте организации бизнес-процессов нового уровня, обеспечивающих усиление лидерства и рост конкуренто-способности в глобальном масштабе. Интеграция науки и образования в целях обеспечения научно-технологического развития страны актуализирует необходимость исследования проблематики коорди-нации деятельности в рамках научно-образовательных консорциумов, различных аспектов эффективно-сти организационного взаимодействия и механизмов встраивания в направления фронтирной повестки.
Материалы и методы. Эмпирической базой исследования являются научные труды зарубежных и оте-чественных ученых по вопросам интеграции корпоративных структур, коллаборационных партнерств в научно-образовательной сфере, а также данные открытых источников о деятельности консорциумов. В работе использован комплекс общенаучных методов.
Результаты. Исследована международная практика образования консорциумов. Обозначены предпо-сылки формирования консорциумов в российских условиях и накопленный опыт организационного со-трудничества за последние годы. Отмечено, что создание консорциумов обеспечивает усиление образо-вательной среды потенциалом академической науки, расширяет спектр и повышает качественный уро-вень образовательных программ подготовки кадров для экономики, ориентированной на инновационное развитие, а также способствует росту сетевых коммуникаций и расширению международного сотрудни-чества. Проведен анализ установок и направлений федеральной программы «Приоритет 2030». Предло-жена методика определения совместной тематики исследовательских проектов организаций науки и высшего образования в рамках консорциумов, основанная на технологии «Rapid foresight» и апробиро-ванная в деятельности Консорциума Уральского государственного экономического университета и Ин-ститута экономики Уральского отделения РАН.
Обсуждение. Организация консорциумов происходит в условиях смены приоритетов государственного финансирования научно-образовательной сферы, обострения конкуренции организаций за лидерство и грантовую поддержку проектов развития. Критерии и индикаторы результативности для вхождения в федеральную программу «Приоритет 2030» являются труднодостижимыми, особенно для отраслевых университетов.
Заключение. Главная задача научно-образовательных консорциумов – объединить потенциал участни-ков, усилив синергию организационной проективности. Инновационная кооперация и вовлеченность в проекты представителей производственного сектора экономики, органов государственной власти всех уровней будут способствовать повышению эффективности деятельности консорциумов и достижению национальных целей развития.