Цифровая трансформация потребительского поведения населения: факторы и особенности в системе адаптации
Full article
Journal |
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
, E-ISSN: 2070-4992
|
Output data |
Year: 2024,
Volume: 4,
Number: 4,
Pages: 459-467
Pages count
: 9
DOI:
10.34130/2070-4992-2024-4-4-459
|
Tags |
потребительское поведение, факторы, цифровая трансформация, особенности поведения, адаптация |
Authors |
Trushkova Ekaterina Aleksandrovna
1,2
|
Affiliations |
1 |
Институт экономики УрО РАН
|
2 |
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
|
|
Funding (1)
1
|
Министерство науки и высшего образования РФ
|
0327-2024-0009
|
Цифровая трансформация представляет собой сложный социально-технологический конструкт, который не только положительно влияет на социальное и экономическое развитие, но и существенно изменяет системы ценностей, мировоззрение, когнитивные процессы и мотивационные установки потребителей. В условиях быстроменяющейся внешней среды потребительское поведение является многомерным процессом, формируемым взаимодействием различных факторов. Цель данной работы – исследовать потребительское поведение в цифровую эпоху и проанализировать ключевые факторы его трансформации. Для этого используются методы анализа и синтеза результатов предыдущих исследований, обобщения понятий и классификации факторов. Методология основана на изучении научных работ, отчётов международных организаций, публикаций консалтинговых и данных маркетинговых исследований. В результате систематизации теоретических подходов к исследованию проблемы выделены особенности трансформации поведения потребителей, его обусловленности динамическим характером потребностей людей, адаптацией к изменяющимся условиям внешней среды, факторности детерминации поведения и последовательности принятия решений в условиях быстрого развития технологий. Изменения в поведении потребителей также обусловлены процессами установления взаимосвязей между изменениями условий среды, ментальными аспектами, ценностными составляющими. Работа акцентирует внимание на ключевых факторах, вызывающих трансформацию потребительского поведения: с одной стороны, факторы макроуровня – факторы, определяемые на федеральном уровне, оказывающие системное воздействие на среду цифрового потребления, с другой стороны, факторы микроуровня – это более персонализированные влияния, проявляющиеся на уровне отдельных людей или социальный групп, являющиеся следствием макроэкономических условий, интерпретируемых индивидами по-разному, формируя при этом индивидуальные стратегии адаптации. Полученные результаты исследования расширяют научные представления о процессе цифровой трансформации поведения населения исходя из типологии факторов, затрагивающих не только общеэкономические, но индивидуально-личностные особенности трансформации поведения потребителей в эпоху цифрового развития и открывают новые перспективы для исследований в данной сфере.