Sciact
  • EN
  • RU

Статус экономической теории как научной и учебной дисциплины Научная публикация

Журнал Журнал экономической теории
ISSN: 2073-6517
Вых. Данные Год: 2021, Том: 18, Номер: 3, Страницы: 374-388 Страниц : 15 DOI: 10.31063/2073-6517/2021.18-3.4
Авторы Дятел Евгений Петрович 1
Организации
1 Институт экономики УрО РАН

Информация о финансировании (1)

1 Министерство науки и высшего образования РФ 0327-2021-0005

Реферат: В статье изучается место экономической теории в структуре научного знания и ее роль в соз- дании востребованного в различных сферах деятельности человеческого капитала. Проведен срав- нительный анализ организации научного знания в естественных (физика) и общественных (эконо- мика) дисциплинах. Выдвинуто предположение, что твердое ядро экономической науки составляет теоретическая экономика, а в качестве защитного пояса «вспомогательных гипотез» (И. Лакатос) предстает выходящая за пределы ядра совокупность экономических теорий (от политической эко- номии до неоинституциональной экономики). Их категориальная основа совпадает с объективным (в терминологии К. Поппера) знанием, к которому следует отнести базовые категории, логические и математические методы, микроэкономические основания анализа и т. п. Микроэкономика нацелена на построение математических моделей, отражающих рациональ- ное поведение экономических агентов. Ее углубленное изучение — прерогатива «учебников для уче- ных» (здесь и далее автор пользуется классификацией Б. Больцано). В мировой практике высшего образования «микроэкономическая теория» отнесена к уровню аспирантуры (учебник Андреу Мас- Колелла, Майкла Д. Уинстона, Джерри Р. Грина). Это ставит проблему эффективности углублен- ного изучения микроэкономики и других дисциплин, формирующих твердое ядро экономической на- уки, как целей профессионализации будущих выпускников магистратуры и бакалавриата. В магистратуре на первый план выходят «учебники для деловых людей». Такова industrial organization (экономика отраслевых рынков). Опираясь на категориальную основу микроэкономики, она (и другие подобные дисциплины) предполагает практически ориентированное обучение, вклю- чая кейсы и ноу-хау из личного опыта авторов или цитируемых источников. Содержание экономических теорий включает мировоззренческую составляющую, во многом совпадающую с неявным (личностным) знанием (в трактовке М. Полани). В нем проявляются за- чатки критического отношения к прежним теориям, зарождаются прогрессивные тенденции раз- вития экономической науки. Предпосылкой является формирование экономического образа мышле- ния («учебники, адресованные самому многочисленному классу читателей»), которое происходит в старших классах специализированных школ или вузовском бакалавриате. Ключевые слова: теоретическая экономика, твердое ядро экономической науки, экономические теории, экономиче- ское мировоззрение, личностное знание
Библиографическая ссылка: Дятел Е.П.
Статус экономической теории как научной и учебной дисциплины
Журнал экономической теории. 2021. Т.18. №3. С.374-388. DOI: 10.31063/2073-6517/2021.18-3.4 РИНЦ OpenAlex
Даты:
Поступила в редакцию: 6 апр. 2021 г.
Принята к публикации: 15 июл. 2021 г.
Опубликована в печати: 4 окт. 2021 г.
Опубликована online: 4 окт. 2021 г.
Идентификаторы БД:
РИНЦ: 46575277
OpenAlex: W3200873119
Цитирование в БД:
БД Цитирований
РИНЦ 14
OpenAlex 3
Альметрики: