Статус экономической теории как научной и учебной дисциплины Full article
Journal |
Журнал экономической теории
ISSN: 2073-6517 |
||
---|---|---|---|
Output data | Year: 2021, Volume: 18, Number: 3, Pages: 374-388 Pages count : 15 DOI: 10.31063/2073-6517/2021.18-3.4 | ||
Authors |
|
||
Affiliations |
|
Funding (1)
1 | Министерство науки и высшего образования РФ | 0327-2021-0005 |
Abstract:
В статье изучается место экономической теории в структуре научного знания и ее роль в соз-
дании востребованного в различных сферах деятельности человеческого капитала. Проведен срав-
нительный анализ организации научного знания в естественных (физика) и общественных (эконо-
мика) дисциплинах. Выдвинуто предположение, что твердое ядро экономической науки составляет
теоретическая экономика, а в качестве защитного пояса «вспомогательных гипотез» (И. Лакатос)
предстает выходящая за пределы ядра совокупность экономических теорий (от политической эко-
номии до неоинституциональной экономики). Их категориальная основа совпадает с объективным
(в терминологии К. Поппера) знанием, к которому следует отнести базовые категории, логические
и математические методы, микроэкономические основания анализа и т. п.
Микроэкономика нацелена на построение математических моделей, отражающих рациональ-
ное поведение экономических агентов. Ее углубленное изучение — прерогатива «учебников для уче-
ных» (здесь и далее автор пользуется классификацией Б. Больцано). В мировой практике высшего
образования «микроэкономическая теория» отнесена к уровню аспирантуры (учебник Андреу Мас-
Колелла, Майкла Д. Уинстона, Джерри Р. Грина). Это ставит проблему эффективности углублен-
ного изучения микроэкономики и других дисциплин, формирующих твердое ядро экономической на-
уки, как целей профессионализации будущих выпускников магистратуры и бакалавриата.
В магистратуре на первый план выходят «учебники для деловых людей». Такова industrial
organization (экономика отраслевых рынков). Опираясь на категориальную основу микроэкономики,
она (и другие подобные дисциплины) предполагает практически ориентированное обучение, вклю-
чая кейсы и ноу-хау из личного опыта авторов или цитируемых источников.
Содержание экономических теорий включает мировоззренческую составляющую, во многом
совпадающую с неявным (личностным) знанием (в трактовке М. Полани). В нем проявляются за-
чатки критического отношения к прежним теориям, зарождаются прогрессивные тенденции раз-
вития экономической науки. Предпосылкой является формирование экономического образа мышле-
ния («учебники, адресованные самому многочисленному классу читателей»), которое происходит
в старших классах специализированных школ или вузовском бакалавриате.
Ключевые слова: теоретическая экономика, твердое ядро экономической науки, экономические теории, экономиче-
ское мировоззрение, личностное знание
Cite:
Дятел Е.П.
Статус экономической теории как научной и учебной дисциплины
Журнал экономической теории. 2021. Т.18. №3. С.374-388. DOI: 10.31063/2073-6517/2021.18-3.4 РИНЦ OpenAlex
Статус экономической теории как научной и учебной дисциплины
Журнал экономической теории. 2021. Т.18. №3. С.374-388. DOI: 10.31063/2073-6517/2021.18-3.4 РИНЦ OpenAlex
Dates:
Submitted: | Apr 6, 2021 |
Accepted: | Jul 15, 2021 |
Published print: | Oct 4, 2021 |
Published online: | Oct 4, 2021 |
Identifiers:
Elibrary: | 46575277 |
OpenAlex: | W3200873119 |